Как и для чего обучать персонал в ритейле

Кейс «Пятёрочки»


Самый быстрый способ получить лояльных, мотивированных и профессиональных сотрудников — подготовить их в компании самостоятельно.

На примере сети магазинов «Пятёрочка» рассказываем, как разработать программы обучения для линейного персонала и руководителей, развивать наставничество среди сотрудников и мотивировать коллектив.

Обучение нужно, чтобы подготовить сотрудников к нововведениям и изменениям. Коллектив должен воспринимать его как помощь и поддержку в решении рабочих задач, а не как проверку или экзамен. В первом случае вы повышаете лояльность персонала, во втором — добавляете в календарь еще одно стрессовое мероприятие.

Один из проектов, который внедрили в компании — «Треки обучения розницы». В «Пятёрочке» разработали программы для продавцов-кассиров, администраторов и директоров магазинов. Курсы сочетают онлайн-обучение и оффлайн-работу с наставником и тренером.

Полный гид по онбордингу новичков в компании: от первого дня до шестого месяца в коллективе

Чтобы стажеры не запутались в большом объеме информации, учебный контент разделен на главы — сотрудники получают информацию по частям в тот момент, когда это нужно для работы.

Другой подход, который используют в компании — дизайн-мышление. Метод учит сотрудников проводить эмпатические интервью и качественные исследования, а также разрабатывать обучающие программы для коллег.

Главная задача обучения сотрудников на местах — это синхронизация со всеми бизнес-процессами, которые происходят в компании. Перед тем, как вводить новые функции, нужно подготовить коллектив.

Например, в обновленных «Пятёрочках» появилась свежая  выпечка — компания не стала искать персонал через биржи труда, а самостоятельно разработала программу подготовки пекарей.

Тем же подходом воспользовались, когда запускали доставку товаров из интернет-магазинов в универсамы сети. Для персонала разработали обучающие курсы по работе с посылками.

Сейчас в «Пятёрочке» проводят курс «Тренажер свежести» — сотрудников учат определять качество продуктов, правильно принимать и выкладывать товары.

Подготовку руководителей компания выделила в отдельное направление — их учат управлять командой и мотивировать сотрудников, моделировать рабочие процессы и находить решения системных проблем, если такие возникнут.

Для сотрудников розницы  компания создала «Навигатор сервиса» — инструкцию с разбором типичных ситуаций, с которыми специалисты сталкиваются в магазине. Директоров кластеров, распределительных центров и начальников управлений учат глубже понимать бизнес.

Всех руководителей оценивают по системе 360°, после чего составляют индивидуальные планы развития.

Около 80% корпоративного обучения компания проводит удаленно. С одной стороны, это повышает доступность и скорость процесса, с другой — усложняет восприятие информации. Чтобы сотрудникам было проще учиться, в компании ввели наставничество.

Наставники работают с массовыми позициями в магазинах и распределительных центрах «Пятёрочки», а в офисе занимаются направлениями, для которых на биржах труда нет готовых специалистов.

В «Пятёрочке» считают, что персональное развитие и постоянное обучение — одни из самых эффективных способов удержать сотрудников. Тренинги по личной эффективности компания проводит и в центральном офисе, и в регионах — так все специалисты в сети развиваются одинаковыми темпами.

Всем сотрудникам компании дают бесплатный доступ к онлайн-платформам и школам, где можно пройти видеокурсы по продажам, менеджменту, маркетингу, управлению персоналом и публичным выступлениям.

Блог о работе и работниках
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: